Лао-цзы (579-499 гг. до н.э.)
. Когда множатся законы и приказы,
растет число воров и разбойников.
. Когда нет врагов, то не бывает войны.
. Коль много накопишь, то много исчезнет.
. Если народ не боится власти,
тогда придет еще большая власть.
. Кто, зная границы своей деятельности,
не приблизится к опасностям,
тот будет жить долго.
. Кто, зная много,
держит себя как не знающий ничего,
тот — нравственный муж.
. Кто много говорит, тот часто терпит неудачу.
. Кто, не зная ничего,
держит себя как знающий много,
тот болен.
. Если народ не боится смерти,
то что его смертью пугать?
. Есть четыре великих сферы: Путь, Небо, Земля, Человек,
— и Человек занимает среди сфер первое место...
. Закон достойных — творить добро и не ссориться.
. Знающий меру доволен своим положением.
Знающий много — молчалив,
а говорящий много не знает ничего.
. Беда всего мира происходит из мелочи,
как великое дело — из малых.
. Безграничная добродетель похожа на ее недостаток;
распространение добродетельности похоже на ее расхищение.
. Достойный муж всегда старается быть беспристрастным,
не придавать ценности трудно добываемым вещам
и не слушать бесплодного учения.
. Достойный муж делает много,
но не хвалится сделанным, совершает заслуги,
но не признает их,
потому что он не желает обнаружить свою мудрость.
. Будь способен знать начало и путь древности,
и это знание позволит тебе увидеть путеводную нить,
ведущую к сегодняшнему дню.
. Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков.
. Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное.
Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы.
. В одном колесе тридцать спиц,
но пользуются колесницей из за пустоты между ними.
Вазы делают из глины, но пользуются пустотой в вазе.
В доме пробивают окна и двери,
но пользуются пустотой в доме.
Вот это польза бытия и небытия.
. Воздержание — это первая ступень добродетели,
которая и есть начало нравственного совершенства.
. Все в мире растет, цветет и возвращается к своему корню.
Возвращение к своему корню означает успокоение;
согласное с природой означает вечное;
поэтому разрушение тела не заключает в себе никакой опасности.
. Голос истины неизящен, а изящная речь лжива.
Нравственный человек не красноречив,
а красноречивый — лжец.
. Голос истины противен слуху.
. Даже самое хорошее оружие не предвещает блага.
. Для мудреца почесть и позор от сильных мира одинаково странны.
. Довольствующийся самим собой — богач.
. Достойный муж надевает на себя худую одежду,
но в себе имеет драгоценный камень.
. Если вещь не годна для одной цели,
ее можно употребить для другой.
. Если в тебе недостаток веры,
то бытие не верит в тебя.
. Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками
и хлебохранилища пусты.
Знать одевается в роскошные ткани,
носит острые мечи, не удовлетворяется обычной пищей
и накапливает излишние богатства.
Все это называется разбоем и расточительством.
. Истинно просвещенный человек никогда не воюет.
. И убыток может обернуться прибылью,
а может и прибыль обернуться убытком.
. Когда вы благополучны, то подумайте,
что нужно предпринять во время беды,
так как великая беда начинается с незначительной.
. Кто ведет войну ради человеколюбия,
тот победит врагов.
. Кто делает вид, что много знает и ко всему способен,
тот ничего не знает и ни к чему не способен.
. Кто думает, что постиг все, тот ничего не знает.
. Кто, предпринимая дело,
спешит наскоро достичь результата,
тот ничего не сделает.
Кто осторожно оканчивает свое дело,
как начал, тот не потерпит неудачи.
. Кто храбр, не зная человеколюбия, кто щедр,
не зная бережливости, кто идет вперед,
не зная смирения, тот погибнет.
. Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.
.Люди высшей нравственности
не считают себя нравственными,
поэтому они имеют высшую нравственность.
. Потеря есть начало размножения,
множество — начало потери.
. При наличии Пути не застаиваются.
. Мудрец избегает всякой крайности.
. Мудрый человек не выставляет себя на свет,
поэтому блестит; он не говорит о себе,
поэтому он славен; он не прославляет себя,
поэтому он заслужен; он не возвышает себя,
поэтому он является старшим среди других.
. Наилучшее — добившись успеха, устраниться.
. Народ, делая дела, приближаясь к их завершению,
постоянно портит их, а если ты так же осторожен в конце дела,
как и в начале, тогда не испортишь его.
. Незнатные являются основой для знатных,
а низкое — основанием для высокого.
Поэтому знать и государи, которые сами себя возвышают,
прочного положения не имеют,
ибо они не рассматривают незнатных как свою основу.
Это ложный путь.
. Не зная постоянства, суетишься, создавая неудачи,
а осознание постоянства делает человека восприимчивым.
Восприимчивость же ведет к способности быть справедливым.
. Хотя в мире нет предмета,
который был бы слабее и нежнее воды,
но она может разрушить самый твердый предмет.
. Хотя война ставит, быть может,
целью спокойствие, но она несомненное зло.
. Нельзя быть драгоценным,
как яшма, нужно стать простым,
как камень.
. Нельзя обожествлять бесов.
. Не ссорящийся не осуждается.
. Нет беды тяжелее незнания удовлетворения.
. Нет большего преступления,
чем попустительствовать вредным стремлениям.
. Нет большей беды, чем недооценивать противника.
. Нет греха тяжелее страстей.
. Отрицание Пути — это: роскошные апартаменты
и заросшие сорняками поля,
богатая одежда, пресыщение пищей
и совершенно пустые хранилища.
. Причина того, что трудно управлять народом,
заключается в том, что народ просвещается
и в нем много умных.
. Проявляй простоту некрашеного холста,
содержи в себе безыскусность необделанного куска дерева,
уменьшай корысть и ограничивай желания.
. Совершенство воина — в бдительности,
постоянной боевой готовности, в строгости,
в искренности, в непроницаемом спокойствии.
. Только что распустившееся растение нежно и слабо.
Засохшее растение твердо и негибко.
Отсюда ясно, что нежное и слабое живет.
. Тот, кто знает людей,
благоразумен. Знающий себя — просвещен.
Побеждающий людей — силен.
Побеждающий самого себя — могуществен.
. Тот, кто пренебрегает своей жизнью,
тем самым не ценит свою жизнь.
. Умные не бывают учены;
ученые не бывают умны.
. Человек при рождении нежен и слаб,
при смерти тверд и крепок.
Все вещи и растения при рождении нежны и слабы,
а при смерти тверды и крепки.
Твердое и крепкое — это то, что погибает.
Нежное и слабое — это то, что начинает жить...
Сильное и могущественное не имеют того преимущества,
какое есть у нежного и слабого.
. Человек следует земле. Земля следует небу.
Небо следует Дао, а Дао следует естественности.